IN FACTO политическая грамотность

Словарь

Дефиниции

      В данной части приведены основные понятия с четкими и ясными описаниями, а также применением таких слов. Указан исторический контекст определений. Причем взяты данные материалы из авторитетного источника – словарей указанных выше. Это будет базисом  информативно-образовательной программы. Данные дефиниции определены научным подходом составителями словарей, по идее, данные определения единственно верные для своей сферы деятельности.  Разумеется есть множество других глоссариев и энциклопедических словарей где данные понятия могут описываться несколько иначе – такое допущение есть, однако смысл понятий не должен видоизменяться. В противном случае видоизменение будет считаться подменой понятий. 

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО — (англ. civil society) совокупность отношений в сфере экономики, культуры и пр., развивающихся в рамках демократического общества независимо и автономно от государства. Гражданское общество реализуется в виде совокупности неправительственных институтов и самоорганизующихся посреднических групп, способных к организованным и ответственным коллективным действиям в защиту общественно значимых интересов в рамках заранее установленных правил гражданского или правового характера .

ПОЛИТИКА (POLITICS) - человеческая деятельность, связанная с принятием и проведением в жизнь решений, наделенных достоинством уполномочия со стороны общества, для которого они принимаются. Множество значений, в каких употребляется это слово, невозможно отразить в единой формулировке. Термином "политика" обозначается деятельность или процесс, тогда как "политическая система"  подразумевает наличие структур и типовых (patterned) отношений.

ВЛАСТЬ (КАК АВТОРИТЕТНО-ВЛАСТНОЕ ПОЛНОМОЧИЕ) (AUTHORITY) - влияние, проистекающее из признания другими, по их собственной воле, чьего-либо права вводить нормативные установления или отдавать распоряжения и рассчитывать на повиновение. Авторитетное полномочие власти можно характеризовать как влияние, основанное на легитимности: А располагает авторитетным полномочием власти в отношении В ( а потому и влиянием), поскольку В рассматривает притязания А в отношении себя как легитимные (законные) или правомерные. Авторитетно-властное отношение является субъективным, психологическим и моральным по своему характеру, в отличие от форм влияния, основанных на использовании материальных ресурсов или физическом принуждении. Кроме того, авторитетно-властное полномочие в своем действии основывается на доброй воле: данное лицо добровольно повинуется, ибо так - правильно, так подобает поступить. Авторитетное полномочие власти в какой-либо политической системе означает, что люди готовы следовать нормативным установлениям, принимать результаты такими, каковы они есть, и исполнять указания должностных лиц, осуществляющих управление. Источниками авторитетного полномочия власти в той или иной политической системе, согласно типологии Макса Вебера, на которую часто ссылаются, служат традиция, закон и харизматические качества политических лидеров. См. также Принуждение; Влияние; Власть (как властное могущество вообще).

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ (POLITICAL INTEGRATION) - процесс, посредством которого две или более политические единицы усиливают между собой контакты по взаимному сотрудничеству. В качестве желательного или логического конечного результата интегративного процесса часто рассматривается политическое -объединение. Политическая интеграция требует формальных или неформальных институтов для принятия совместных решений. Кроме того, интеграция предполагает высокий или повышающийся уровень ведения дел (transactions) между [политическими ] единицами, а также возрастающее сознание общности интересов и ценностей. Интеграцию иногда рассматривают и как состояние, и как процесс. Карл Дойч в своем часто цитируемом определении усматривает признак интеграции в наличии у государств устойчивых взаимных ожиданий, что конфликты между ними будут получать мирное разрешение. В таком понимании интеграция представляет собой как состояние, так и процесс его достижения. Состояние [интеграции] может быть также названо политическим сообществом

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ (POLITICAL COMMUNICATION) - передача смыслов (meaning), значимых для функционирования политической системы. Политическая, как и иная, коммуникация предполагает коммуникатора, сообщение, какой-либо канал или средство передачи и, наконец, получателя. В политической коммуникации обыкновенно дело имеют с написанным или произносимым словом, но она может происходить и при помощи всякого знака, символа или сигнала, посредством которого передается смысл. Следовательно, к коммуникации надо отнести и символические акты - самые разнообразные, такие как сожжение повестки о призыве в армию, участие в выборах, политическое убийство или отправка каравана судов в плавание по всему свету. В значительной своей части политическая коммуникация  составляет сферу компетенции специализированных учреждений и институтов, таких как средства массовой коммуникации, правительственные информационные агентства или политические партии. Тем не менее она обнаруживается во всякой обстановке социального общения, от бесед с глазу на глаз до обсуждения в палатах национального законодательного органа.

 ОППОЗИЦИЯ социально-политическая (от лат. ор-positio» - противопоставление) - 1) более или менее организованная группа лиц внутри общества, социальной группы, партии или организации, ведущая линию своего противодействия, противопоставления, сопротивления господствующим взглядам, политике и практике большинства; 2) сам процесс противопоставления одних взглядов и политики др.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ООН) - важнейшая и наиболее универсальная международная организация, созданная в конце второй мировой войны участниками антигитлеровской коалиции на основе добровольного объединения суверенных государств и в целях поддержания и упрочения международного мира и безопасности, развития мирного сотрудничества между ними.

БЕЗОПАСНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНАЯ (государственная) - внутреннее состояние и международное положение страны, надежно обеспечивающие ее свободу, независимость, целостность, интересы и исключающие реальную угрозу внутренней дестабилизации и внешнего нападения.

БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНАЯ - состояние международных отношений в той или иной части мира, при котором в результате осуществления комплекса совместно принятых заинтересованными сторонами мер и заключения обычно многостороннего международного договора или соглашения обеспечивается поддержание мира и сотрудничества стран и народов, решение спорных вопросов путем переговоров, отказ от применения силы или угрозы силой.

БЮРОКРАТИЯ - 1) необходимый и неизбежный для любого государства слой служащих, занятый административно- управленческой работой в государственном, партийном и ином аппарате и организационно-политически обеспечивающий построение и функционирование соответствующей власти, т.е. чиновничество, бюрократы, аппаратчики, работники канцелярий в широком смысле слова; 2) власть аппарата чиновников- бюрократов.

БЕЗОПАСНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНАЯ - положение в мире, состояние системы международных отношений, при котором страны мира соблюдают общепризнанные принципы и нормы международного права, в том числе и Устав ООН, исключающие решение споров между ними с помощью силы или угрозы силой, нарушение всеобщего мира и возникновение угрозы ему. Основными принципами Б.М. являются: неприменение силы или угрозы силой; разрешение международных споров мирными средствами; развитие партнерских отношений между странами и их международное сотрудничество; уважение равноправия и самоопределения народов; принятие коллективных мер по предотвращению и подавлению актов агрессии и др. нарушений мира. Реальная возможность обеспечения Б.М. возникла в послевоенные десятилетия в результате прогрессивных изменений в мире, прежде всего краха фашизма. Большое значение имело создание, укрепление и расширение ООН в целях поддержания мира и Б.М. Совет Безопасности ООН является органом, несущим главную ответственность за поддержание международного мира и Б.М. Важную роль в обеспечении и укреплении Б.М. играют сегодня процессы ракетно-ядерного разружения, ограничения обычных вооружений, укрепления режима нераспространения ядерного оружия, расширения безъядерных зон, борьбы за полное запрещение ядерных испытаний и др. Отказ от политической и идеологической конфронтации на международной арене создает благоприятные условия и предпосылки для дальнейшего упрочения Б.М.

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА - важнейший социально-политический документ современности, принятый Генеральной Ассамблеей OOH 10 декабря 1948 г. и закрепивший в мировом масштабе основополагающие принципы и нормы, определяющие с позиций подлинного гуманизма и демократизма общий социально-экономический и политический статус личности.

В.Д.П.Ч. исходит из того, что «все люди рождаются свободными и равными» (ст.1), что «каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия...» (ст.2).

В В.Д.П.Ч. определяются конкретные личные (гражданские) и политические права и свободы, в том числе права на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и безопасность, на равенство перед законом, на свободу передвижения по стране, выезд из нее и въезд в нее, на гражданство и его изменение, на свободу мысли, совести и религии, мирных собраний и ассоциаций, на участие в управлении своей страной и т.д. В ней закрепляются и многие конкретные экономические, социальные и культурные и (духовные) права и свободы, среди которых права на собственность, труд и свободный выбор работы» предпринимательство, социальное обеспечение, на отдых, достойный уровень жизни, образование, участие в культурной жизни и др.

В.Д.П.Ч. предусматривает и право каждого человека на социальный  и международный порядок. Вместе с тем она напоминает, что каждый человек имеет и обязанности перед обществом. Подавляющее большинство членов ООН признало В.Д.П.Ч., но и сегодня весьма острой остается проблема реального соблюдения ее во многих странах мира, в том числе и в России.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - принципы, направления и формы деятельности государства и др. субъектов международного права на мировой арене, регулирующие их отношения между собой, а также со всемирными и региональными международными органами и организациями.

В. П. опирается на внутреннюю политику и находится с ней в принципиальном единстве. Возможности В.П. во многом определяются достижениями внутренней политики. С другой стороны, В.П. призвана создавать благоприятные условия для осуществления целей и задач внутренней политики. Большое влияние на В.П. оказывает геополитическое положение страны. Формы и средства осуществления В.П. многообразны. Одной из важнейших является дипломатическая деятельность - от установления дипломатических отношений до их разрыва и даже объявления войны. Большое значение имеют также взаимодействия со всемирными и региональными органами и организациями. В последние десятилетия расширилась и активизировалась деятельность международных общественных движений и организаций, международные общественные связи, утвердилась «народная дипломатия». В центре В.П. большинства современных государств находятся проблемы предотвращения ракетно-ядерной войны и создания всеобъемлющей системы международной безопасности.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА - система основных принципов, направлений и форм деятельности государства, его институтов, органов и организаций, обеспечивающая сохранение, функционирование и совершенствование сложившегося социально-политического и экономического порядка, строя внутри страны.

В.П. охватывает все сферы общественной жизни - экономическую, политическую, социальную и духовную. В экономической области особое значение имеет решение проблем научно-технического, технологического и информационного прогресса, собственности, денежно-кредитной системы, распределения, обмена, налогов и тд. В политической - проблемы укрепления, совершенствования политической власти, развития демократии, обеспечения прав и свобод граждан, оптимизации системы государственных органов и аппарата, политического плюрализма, организации и проведения: выборов, борьбы с преступностью и тд. В социальной сфере - это решение проблем занятости, экологии, регулирования социальных отношений, социализации личности, совершенствования систем здравоохранения, образования, социального обеспечения и др. В духовной сфере - это прежде всего решение проблем идейного формирования личности, развития и совершенствования системы воспитания, развития духовной культуры, средств массовой информации, определения отношений с религиозными учреждениями и др. В.П. тесно связана с внешней политикой и оказывает на нее серьезное влияние.

ГЕОПОЛИТИКА - 1) одно из направлений внешней политики государства, исходящее из необходимости учета особенностей географического положения (пространственно- территориального места) страны или группы стран в мире и осуществляемое в регионально-континентальном и глобальном, планетарном масштабах; 2) использование идей географической школы в социологии и политологии для обоснования и оправдания агрессивной политики экспансии государств и народов путем ссылок на нехватку «жизненного пространства», «жизненных ресурсов» и т.д., как это имело место в фашистских Германии и Италии, милитаристской Японии в канун и в период второй мировой войны (см. также: Географическая школа).

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РФ - одна из двух палат Федерального Собрания РФ, наряду с Советом Федерации, играющая ведущую роль в законодательной деятельности государства.

К исключительному ведению Г.Д. относятся: решение вопроса о доверии правительству и дача согласия на назначение его Председателя; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка. Председателя Счетной палаты Федерального Собрания и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Все законопроекты вносятся в Г.Д., обсуждаются, принимаются или отклоняются ей. Как правило, федеральные законы принимаются большинством голосов, а конституционные - большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов ГД. Всего в ГД. 450 депутатов, представляющих непосредственно всех граждан страны и избираемых населением на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Г.Д. может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Он не может быть одновременно членом другой палаты Федерального Собрания РФ и депутатом иных представительных государственных органов, местного самоуправления. Депутаты Г.Д. работают на профессиональной постоянной основе и не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской; научной и иной творческой. Депутаты Г.Д. обладают правом законодательной инициативы и пользуются неприкосновенностью. Федеральный Закон о статусе депутата был принят в мае 1994 г.

ГОСУДАРСТВО - важнейший социально-политический институт общества, основа его политической системы, осуществляющий политическую власть в процессе регулирования поведения людей, их групп и объединений, взаимоотношений между ними и проведения своей внутренней и внешней политики.

Исторически Г. возникает из догосударственных, неполитических форм власти вождя, предводителя рода, племени, жреца, шамана и др. в процессе углубления общественного разделения труда, социальной дифференциации и социального неравенства, появления политической власти и ее институтов. Основными признаками Г. являются наличие: 1) особого механизма осуществления политической власти (функций Г.) в виде обособленной от общества системы органов, организаций и учреждений; 2) системы санкционированных политической властью норм и установлений, т.е. права, 3) отграниченной территории, определяющей пространственные рамки распространения соответствующей власти (юрисдикции Г.). По своим формам Г. подразделяются: по формам правления - на монархии (абсолютные и конституционные) и республики (парламентские и президентские); по формам территориального устройства - на унитарные, федеративные и конфедеративные; по формам политического режима - на демократические, авторитарные и тоталитарные и т.д.

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ - качество, свойство поведения человека, гражданина, проявляющееся в его готовности и способности активно участвовать в делах общества и государства, сознательно пользоваться своими правами, свободами и выполнять свои обязанности.

Понятие «Г.» обычно используется как антитеза, противоположность понятиям аполитичность, абсентеизм, социально-политическая индифферентность, т.е. безучастность, безразличность, равнодушность. Но было бы неверно сводить Г. к лояльности по отношению к властям, законопослушному поведению и тем более к конформизму. С другой стороны, сама по себе политическая активность,  тем более если она лишь внешняя, показная, популистская, не может служить показателем подлинной Г. Понятие «Г.» тесно связано с понятием «патриотизм».

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА - наиболее острая, вооруженная форма массового столкновения социально-политических сил внутри страны в их борьбе за государственную власть.

Г. В. может проявляться в различных видах: восстаний угнетенных масс, крестьянских бунтов и войн, партизанских действий, вооруженной борьбы против диктаторских режимов, вооруженного столкновения различных группировок господствующих сил и т.д. Историческими примерами Г.В. могут служить восстания рабов, война Алой и Белой розы в феодальной Англии (1455-1485), крестьянские войны в Германии под руководством Т.Мюнцера (1524-1526), в России под предводительством С.Разина (1670-1671) и Е.Пугачева (1773- 1775); война между рабовладельческим Югом и промышленным Севером в США (1861-1865); война революционных и контрреволюционных сил в России (1918-1920); антифашистская война в Испании (1936- 1939); вооруженная борьба правых и левых сил в Ливане в 70-е гг. и др. Сегодня ярким примером Г.В. служит война различных исламских группировок в Афганистане.

ГОСУДАРСТВО правовое - вид демократического государства, политический режим  которого опирается на строгое соблюдение законности, правовых норм, закрепляющих естественные, неотъемлемые, всеобщие права и свободы человека и народов.

Т.п. - это государство, самоограниченное в своей деятельности демократическими и гуманистическими нормами права. Оно несовместимо с беззаконием, самоуправством, диктатурой, субъективизмом, своеволием в политике, характерными для авторитарных и тоталитарных режимов, с разгулом преступности и коррупции, закулисными политическими интригами, клановостью и т.д. Социальной основой действительно Г.п. служит гражданское общество,  без признания которого ни государство, ни право не могут считаться легитимными. Именно легитимность государственных и правовых установлений выступает в качестве важнейшей гарантии соблюдения законности и правопорядка в гражданском обществе. Концепция Г.п., выступая против отождествления общества и государства, вместе с тем исходит из недопустимости противопоставление их друг Другу, из признания необходимости достижения их гармонического взаимодействия на правовой основе. Важной чертой Г.п. является реальное осуществление разделения, взаимодействия и взаимного контроля трех основных ветвей власти - представительной (законодательной), исполнительной и судебной - при особой роли последней, выступающей в Г.п. гарантом соблюдения законности и права. В Конституции РФ записано, что наше государство является Г.п. Но это положение следует рассматривать как выражение стремления достичь в будущем такого государства, ибо становление Г.п. - длительный и сложный исторический процесс.

ДЕМОКРАТИЯ (от греч. demos - народ и kratos - власть) - власть народа, народовластие, т.е. политическая форма, прежде всего форма государства,  его политический режим,  при котором народ или его большинство служит источником и носителем политической, государственной власти.

Демократия может проявляться как в государственных, так и в негосударственных, общественно-политических организационных формах (внутрипартийная Д., производственная Д. и др.), хотя наиболее распространено ее понимание как государственной формы, формы политического режима в противоположность антидемократическим авторитаризму, тоталитаризму, диктатуре, деспотизму, фашизму и тд. Важнейшими признаками Д. являются: гарантированное соблюдение прав и свобод человека и гражданина, включая свободы слова, собраний, организаций; социально-политический плюрализм; гласность; выборность вышестоящих органов на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании и их подотчетность народным массам; решение вопросов большинством голосов при внимательном учете позиции меньшинства и тд. По форме, способу своего осуществления Д. разделяется на непосредственную, когда сам народ без посредников выносит то или иное решение (референдум, прямое голосование, всенародное обсуждение и др.), и представительную, когда решение принимается через депутатов или иных народных представителей, Д. - важнейшее и универсальное политическое условие и средство оптимизации организации, функционирования и совершенствования общества и государства, свободного развития личности.

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА - политический манифест Великой французской революции, принятый Учредительным собранием 26 августа 1789 г., в котором получили новое (после американской Декларации независимости 1776 г.) закрепление неотъемлемые права человека.  Среди этих прав Д.П.Ч.Г. провозглашала свободу личности, слова, совести, равенство граждан перед законом, право на сопротивление угнетению, неприкосновенность частной собственности как «нерушимого и священного права» и др.

ДИСКРИМИНАЦИЯ социально-политическая (от лат. discriminatio - различение) - линия идеологии, политики и практики, направленная на нарушение социально-политического статуса и соответствующей роли членов общества, их объединений и выражающаяся в необоснованном лишении или ограничении прав и свобод человека, определенных категорий граждан и даже целых социальных, этнических, расовых, религиозных и иных групп по признакам социальной или полити- ческой принадлежности.

Д.с.-п. может осуществляться грубо и открыто, т.е. на основе существующего законодательства и др. установлений, что особенно характерно для фашистских и расистских режимов, авторитарных и тоталитарных стран. Это - официальная, правовая Д.с.-п. Но она может носить и скрытый, неофициальный, фактический характер, когда в законе и других официальных документах Д.с.-п. нет и даже провозглашается полное равноправие, а на деле Д.с.-п. существует. Д.с.-п. - один из главных источников социальных, расовых, этнических, религиозных конфликтов во многих странах современного мира. Наиболее яркими примерами Д.с.-п. в истории и современности могут служить: отношение к евреям и др. «неарийским» народам в фашистских странах; положение коренного населения ЮАР до падения системы апартеида; положение негров, латиноамериканцов и индейцев в США до сравнительно недавнего прошлого; отношение к репрессированным сталинским режимом народам в СССР, положение аборигенного населения, иммигрантов, беженцев, иностранных рабочих в ряде стран и т.д. Все это абсолютно несовместимо с подлинной демократией, с важнейшими принципами международного права.

ЕВРОПАРЛАМЕНТ - межгосударственный, межнациональный представительный политический орган Европейского Союза (Сообщества).

ЗАКОНЫ социально-политические - необходимые, существенные, повторяющиеся и устойчивые взаимосвязи между социальными и политическими явлениями и процессами, определяющие характер и общее направление развития общества, государства и др. социально-политических сил, институтов и т.д.

Хотя не все социальные философы, социологи и политологи признают закономерный характер общественного развития, большинство из них, начиная с Гегеля, Конта, Маркса и др., признавали З.с.-п., их важную роль и значение, возможность и необходимость научного познания и использования. Многие обществоведы исходили из признания объективности З.с.-п., а также из того, что именно познание этих З.с.-п. является главной задачей общественной науки. З.с.-п. определяют основную линию общественно-политического развития, его тенденцию, общую направленность, что не исключает возможности проявления случайностей или того или иного отклонения от такой линии. Люди не могут отменить З.с.-п. Но поскольку они проявляются через человеческую деятельность, последняя серьезно влияет на пути, формы и способы их проявления. З.с.-п. складываются как равнодействующая совокупных действий всех социально- политических субъектов. Знание их позволяет научно предвидеть общие пути и перспективы развития общества и государства и на этой основе осуществлять руководство и управление ими.

ИДЕОЛОГИЯ (от греч. idea - идея, представление и logos - понятие, учение) - более или менее целостная система идей и взглядов, идеалов, выражающих интересы и ценности того или иного общества или его части (класса, социального слоя, группы, нации, партии, движения и т.д.).

В И. включаются самые различные взгляды и идеи, но особенно важное место в ней занимают философские, политические, социальные, правовые, моральные, эстетические, религиозные. В них осознается и отражается отношение того или иного социального субъекта к социально-политической реальности, дается ее оценка с позиций его интересов, ценностей, целей и идеалов. И. обычно разрабатывается теоретиками партий, организаций, движений, выступающими в этой связи в качестве их идеологов. Характер И. определяется природой того класса, социальной группы, общности, партии или движения, интересы которого она выражает. Процесс одностороннего, однобокого понимания и истолкования социально-политических явлений и процессов как только выражения классовых интересов, внедрение такого подхода в разностороннюю жизнедеятельность общества вплоть до прямого подчинения ему всей теоретической, политической и практической деятельности (идеократия) называется идеологизацией. Она не учитывает др., помимо классовых, интересов и факторов, не признает примата общечеловеческих интересов и ценностей. Но, отказываясь от утвердившейся у нас в прошлом «сверхидеологизации», нельзя в то же время не видеть важной роли И. и идеологической борьбы в общественном развитии.

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФВДЕРАЦИИ - основной закон России, ее важнейший политический и государственно- правовой документ, определяющий сущность, важнейшие цели и задачи, основы общественного и государственного строя и политики нашей страны.

К.Р.Ф. за более чем три четверти века принимались пять раз-в 1918,1925, 1938, 1978 и 1993 гг. Последняя, ныне действующая была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В ней Россия (РФ) характеризуется как демократическое федеративное правовое светское социальное государство  с республиканской формой правления. К.Р.Ф. провозглашает, что: человек, его права и свободы являются высшей ценностью; государство обязано признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы; носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ России; суверенитет Р.Ф. распространяется на всю ее территорию, а К.Р.Ф. и федеральное законодательство обладают верховенством. Р.Ф. состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов, являющихся равноправными субъектами Р.Ф. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Гражданство Р.Ф. является единым и равным независимо от оснований приобретения. Государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. К.Р.Ф. определяет федеративное устройство, систему высших органов власти и управления (Президент, Федеральное Собрание, правительство), судебной власти, местного самоуправления и др. В ней признаются политическое и идеологическое многообразие, многопартийность, равенство общественных организаций перед законом, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особое внимание уделяется закреплению прав и свобод человека и гражданина. Политика страны, согласно К.Р.Ф., направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

КОНВЕНЦИЯ (от лат. conventio - соглашение) - международное соглашение (договор), устанавливающее взаимные права и обязанности  государств обычно по какому- либо специальному вопросу (напр.. Женевские, Гаагские и др. К. по правам военнопленных, гражданского населения во время войны, ее жертв, о биологическом оружии, по охране авторских прав; железнодорожная, почтово-телеграфная и др. К.).

КУЛЬТУРА политическая - специфическая составная часть культуры общества, охватывающая представления, ценности и нормы людей, их групп и объединений в политической сфере общественной жизни и определяющая модели, образцы поведения субъектов политического процесса, их политический образ жизни.

ЛИБЕРАЛИЗМ (от лат. liberalis - свободный) - одно из важных и распространенных идейных и социально-политических течении, для которого характерно отстаивание свободы личности, гуманизма и демократизма, рыночного хозяйства, свободы предпринимательства и конкуренции при минимальном вмешательстве государства, умеренного реформаторства, рационализма, терпимости, парламентаризма, индивидуализма, космополитизма, независимости по отношению к традициям и др.

Хотя идеи Л. активно разрабатывались и значительно раньше, еще в XVII и XVHI вв., тем не менее лишь в 30-40-е гг. XIX столетия он выделился в особое, самостоятельное направление, получившее широкое распространение в XIX-XX вв., особенно в связи с появлением партий Л. Многие из них сегодня являются правящими или входят в состав коалиционных правительств. В 1947 г. большинство партий Л. образовали Либеральный Интернационал, принявший «Манифест либералов». Они имеют заметное представительство в Европарламенте. Для Л. характерно: признание самоценности личности и изначального равенства всех людей; отстаивание прав, свобод и ответственности граждан, народовластия, конституционализма, законности и правопорядка, разделения властей, понимание государства как органа, основанного на общем консенсусе с членами общества, ограниченного целями защиты изначальных прав человека и не вмешивающегося в частную жизнь. Л. неоднороден и прошел свою серьезную эволюцию от классического Л. к нео-Л. конца XIX-XX вв. Он продолжает эволюционировать и сегодня под влиянием научно- технологических, социально-политических и иных глобальных глубоких изменений в современном мире. На различных этапах серьезно менялось соотношение и взаимодействие Л., с одной стороны, с консерватизмом, а с другой, с социал-демократизмом. Наиболее видными представителями Л. в истории и современности являются: Локк, Монтескье, Кант, Джефферсон, А.Смит, Дидро, Бентам, Спенсер, Дж.С.Милль, С.М. Липсет, Поппер, Ф.Хайек, Х. Альберт и др. В 90-х гг. Л. получил заметное распространение в новой России, что нашло свое выражение и в создании ряда партий либерального толка. При этом важно, однако, иметь в виду, что иногда термин «либеральный» используется для прикрытия взглядов и позиций, ничего общего с действительным Л. не имеющих.

МЕНТАЛИТЕТ (от англ. mentality - мысленный) - устойчивый мыслительный образ, обобщенное и распространенное представление о том или ином лице, социально- политическом институте, группе, организации и др. элементах социально-политической реальности.

Являясь формой выражения группового сознания, М. позволяет понять своеобразие восприятия и оценки различными социальными и политическими группами того или иного общественного явления или процесса. В то же время он играет важную роль в обеспечении единства и целостности соответствующей группы в связи с утвердившимися в ней общими подходами, ценностями, нормами и образцами поведения. В социальной политике и практике необходимо внимательно учитывать своеобразный М. социальных, национальных, религиозных и др. групп, его устойчивость и инерционность, сложность, длительность и трудность изменения М. в процессе глубокого реформирования общественной жизни, недопустимость искусственного форсирования этого процесса и опасность возникновения при этом деструктивных последствий. Все это далеко не всегда, к сожалению, учитывалось в ходе реформирования российского общества.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - система политических, экономических, научно-технических, культурных, военных, дипломатических и иных устойчивых взаимосвязей и

взаимодействий государств, народов, межгосударственных правительственных и неправительственных объединений, организаций и органов партий и движений, отдельных лиц и их групп.

Государство, являющееся суверенным представителем всего народа данной страны, - главный субъект М.О., а межгосударственные отношения - их основная часть, сердцевина. В систему межгосударственных М.О. входят и отношения между региональными межгосударственными объединениями - военно-политическими, экономическими и др. (НАТО, ОАЕ, АСЕАН, ЛАГ и др.). Важными субъектами М.О. являются также всемирные правительственные и неправительственные организации и объединения (ООН, Комитет по разоружению. Комитет по правам человека, «Римский клуб» и др.). Под влиянием существенно изменившихся условий и новых подходов на рубеже 80-90-х гг. в М.О. происходят серьезные изменения. Характерные для прошлого постоянные конфронтации и балансирование на грани войны постепенно заменяются деидеологизацией М.О., признанием взаимозависимости и целостности современного мира, приоритета общечеловеческих интересов и ценностей, отказом от попыток решать проблемы М.О. силовым путем, стремлением решать вопросы обеспечения своей безопасности в неразрывной связи с укреплением коллективной и всеобщей безопасности.

НАЦИОНАЛИЗМ (от фр. nationalisme) - полшпика и практика, идеология и психология в национальном вопросе, основанные на признании наций (этносов) и их взаимоотношений важнейшим или особенно важным фактором общественного развития и приоритетного, привилегированного места.

Воскресенье, 05.05.2024, 09:33
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Друзья сайта

  • РосМолодёжь
  • Центр политических технологий
  • Томский политехнический университет
  • Информ-портал
  • Российско-Германский молодежный парламент
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Яндекс.Метрика