IN FACTO политическая грамотность

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Анализ информационного пространства

А.Ю. Заболотнов

АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

  Проведем анализ информационного пространства на примере Социальной сети «Вконтакте».

  В современном мире информационных технологий средства массовой информации играют основополагающую роль в информационном пространстве человека и общества в целом [1]. Информационная среда априори формирует в обществе идеи, мысли, образы того, что происходит вокруг и мнения человека в целом.

  Интернет уже давно является частью нашей жизни. Достаточно большое количество информации, можно сказать наибольшую часть, человек черпает из сети: читает электронные журналы, новостные порталы, цитирует блоги, и общается посредством соц. сетей, которые несомненно заняли свою собственную нишу в жизни людей. Хочется отметить именно масштаб использования социальной сети [2]. На сегодняшний день социальная сеть «Вконтакте» предлагает широкий выбор информации и возможностей своим пользователям: от рецептов венского пирога, шуток, фотографий, изучения иностранного языка до организации пикетов, демонстраций и покупки недвижимости. Сейчас каждая уважающая себя организация может не иметь собственного сайта, но иметь представительскую страницу в социальной сети – несомненно. Формируется вывод, что «Вконтакте» для России стала определенным информационным пространством в режиме реального времени. Куда люди обращаются для удовлетворения многих потребностей в информации и коммуникации. Соответственно сталкиваются с громадными объемами информации, которая может быть искаженной и способна негативно влиять не только на «неокрепшие умы» подростков, но и просто дезинформировать граждан страны или быть ложной. Ведь мало кто задумывается об источниках получаемой информации. А если человек слышит определенную новость или мнение несколько раз в день, то в силу специфики человеческой психики [3] хочется в неё верить, а соответственно, верить большей части тому, что нам говорят средства массовой информации (СМИ) или друзья, коллеги информированные этими же СМИ из новостной ленты социальной сети. Как сказал главный герой романа «99 франков»: «У Вас есть собственное мнение? А Вы знаете откуда оно берётся?» [5].

Для начала осветим те полезные возможности, которые нам представляет «Вконтакте». Это подробная статистика посетителей созданной группы, которая дает ответы на такие вопросы как: кто посетил мою группы? что просмотрел? Что понравилось? пол пользователя, возраст, страна и город проживания, интересы пользователя (с помощью социологических опросов ) и т.д., т.е всё необходимое для анализа целевой аудитории [6].

Не всегда данные инструменты используются добросовестно, особенно в последнее время, что можно было видеть по различным политическим событиям 2012 года. В сети искажается информация, с помощью чего легко манипулировать людьми. Когда в бой идут «фейковые» страницы и на их основе диалоги «одного человека», создающие видимость общения и обмена мнениями по определенной теме. Однако мнению задана направленность развития мысли читающего. Как правило, такие страницы пользователей не содержательны, они имеют в основном только фотографии пушистых животных, актеров, музыкантов. В социологических опросах возможна «накрутка» лайков, как правило, этими же «фейками», либо определенным программным обеспечением (ПО). Такое ПО легко найти на просторах интернета в свободном доступе. В результате таких действий создаются ложные социологические опросы, которые несомненно по фактору «человеческой социальности» влияют на личные мнения пользователей.

Популярна продажа групп «Вконтакте». Такие группы обычно создаются по общности интересов пользователей социальной сети. Однако в один прекрасный день, вместо привычного контента информации, вдруг появляется определённая новость или идея, которая проходит не свой привычный цикл интереса публикой (Рис.1). А имеет определенный «подогрев» - т. е. постоянно держится в поле зрения целевой аудитории. Подогрев с помощью фотографий, комиксов, роликов с элементами монтажа, шуток и продолжающихся новостей. Тут уже в ходе психологическое воздействие. Если человек не поверит в написанное, то начнет говорить об этом, придавать необоснованное значение, тем самым привлекая все большее внимание своего окружения к данному событию. А история научила понимать, насколько сильны бывают убеждения и какие события, на их основе, свершались в мире.

Из личных наблюдений замечу еще, что есть эксперты и простые пользователи, например, Ашманов И.С - российский специалист в области искусственного интеллекта и разработки программного обеспечения, Иван Аркатов – ведущий молодёжного информационно-аналитического проекта «Аркатов ИМХО» и др., которые прознали такие вбросы, искажение информации и стараются освещать такие события в сети. Некоторые пользователи создают паблики типа «Ложь пабликов», в которых постоянно опровергают ложные публикации из просторов интернета, при этом указывая конкретные, наиболее достоверные источники. Однако и здесь не обошлось без противостояния. Появляются паблики якобы такого же опровержения, которые действуют в точности наоборот – опровергают верные новости и информацию «под маской добра». Или которые опровергают ложную информацию, делая ее еще более искаженной, но уже в другом направлении мысли, другой манипуляции.

Вся вышеперечисленная активность в социальной сети «Вконтакте» вправе можно назвать «информационной войной». А социальная сеть стала инструментом манипуляции определенными группами людей и соответственно процессами в обществе. Общество должно понять принципиально, что читать, верить большинству информации в социальной сети - не нужно, и тем более распространять недостоверную информацию в других кругах. С учетом популярности социальных сетей среди молодёжи, а также беря во внимание стремительное развитие IT-технологий, данное противостояние в информационном пространстве продлится еще ни один и ни два года, а намного дольше. На мой взгляд, ставка на потенциал человека станет выигрышной. Необходимо объяснить, описать научным языком информационное пространство, как новый вызов обществу. Отметить, что, несомненно, освещать события объективно – невозможно, чисто с философской точки зрения [7]. Потому что каждый общественный деятель или журналист имеет собственную точку зрения. Однако провести анализ источников информации и оценить возможные способы воздействия на формирование собственного мнения – чрезвычайно важно. Каждому гражданину нужно быть информационно грамотным, понимать процессы протекающие в обществе и во всех его сферах, будь то политика, образование или здравоохранение. И прежде чем что-то огульно хаять или хвалить, сначала нужно просто подумать, провести причинно следственные связи, небольшой анализ – составить собственное, аргументированное мнение. И тогда делиться им, высказывать, обсуждать. 

Категория: Мои статьи | Добавил: АндрейЗ (29.05.2014)
Просмотров: 1696 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Суббота, 18.05.2024, 19:26
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [4]

Друзья сайта

  • РосМолодёжь
  • Центр политических технологий
  • Томский политехнический университет
  • Информ-портал
  • Российско-Германский молодежный парламент
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Яндекс.Метрика