Главная » Статьи » Мои статьи |
А.Ю. Заболотнов ПОВЫШЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МОЛОДЕЖИ Современная молодёжь в России имеет низкие знания современной политики и как следствие совершенно не компетентна в ней. Плохие знания и критично узкое понимание реалий современной политики можно оценить даже по тем темам, обсуждениям и умозаключениям, которые ведутся на форумах, в блогах и социальных сетях интернет пространства, да и реальной жизни тоже. Легкомысленное отношение молодёжи к политике (в широком смысле слова) негативно сказывается на жизни общества и развитии экономики страны, потому что молодые люди не чувствует свою причастность к развитию общества и улучшения жизни в стране, как следствие молодежь не проявляет инициативы в жизни общества, практически отсутствует гражданская и социальная ответственность. Большинство молодёжи даже не осознает свою политическую неграмотность, не видит сущности современной политики, не понимает, как политическая грамотность на самом деле влияет на жизнь граждан в своем городе, регионе и стране в целом. Достаточно часто молодежь не компетентно относится к деятельности органов власти. Это факт и проблема в условиях нестабильности современного мира [2, 5]. Насколько объективно освещаются события в СМИ? Разумеется, это скорее философский вопрос [6], потому что каждый журналист представляет в своей работе личную точку зрения и ограниченное видение ситуации в целом. Значительная часть СМИ зарубежных и отечественных освещает информацию о событиях в стране и мире несколько искажённой [4]. Однако молодые люди охотно верят популярным новостям из сомнительных источников, а после огульно критикуют всё, что имеет и не имеет связи с освещаемым событием: бюрократия, коррупция, нетерпимость, городской уклад жизни, действия органов власти, политический режим и пр. При этом молодежь совершенно не желает разобраться в сути вещей и адекватности своих суждений. Оправдывая своё нежелание или неспособность понять суть проблемы тем, что политика не входит в область их интересов, что они могут прожить и без нее. Насколько ошибочно это суждение легко понять, открыв энциклопедический или толковый словарь. Рассмотрим, как трактуется политика в толковом словаре. Политика – это сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства. Кроме того, различают внешнюю и внутреннюю политику. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, партий (экономическая, социальная, культурная, техническая политика и др.). Внешняя политика охватывает сферу отношений между государствами [1]. Исходя из четкого определения, получается, что познание политики молодёжью сводится к уровню её политической грамотности. Политическая грамотность - это уровень обществоведческих знаний, умений и навыков политической деятельности, нравственных и гражданских качеств личности, позволяющий ей сознательно участвовать в политической жизни общества [1]. Таким образом, привлечь молодёжь к общественной и политической деятельности возможно посредством развития у молодёжи гражданственности, патриотизма и компетентного отношения к деятельности органов власти, т.е. повысив политическую грамотность молодёжи. Политической грамотности сегодня в образовательных учреждениях уделяется критически мало внимания, молодым людям просто не откуда получать соответствующие знания, экспертные и авторитетные мнения, четкие дефиниции, навыки контент-анализа и пр. Получается, что большая часть современной молодёжи в России неосознанно берет на себя роль «неокрепшего ума» перед непрерывно развивающимся глобальным информационным пространством, где в перепутье находится пропаганда и общественная инициатива, профанации, реальные новости и «утка», подлинная и фальсифицированная история, факты и лженаука. В условиях глобализации и нестабильности современного мира, молодым людям просто необходимо уметь самостоятельно: - распознать подмену понятий, искаженную информацию и истинную, научную и антинаучную; - уметь дать объективную компетентную оценку деятельности органов власти и новому законотворчеству предварительно понимая цели и последствия таких действий; - понимать цели и задачи геополитики, которая набирает свою актуальность в России после развала СССР, но никогда не теряла своей важности в Северной Америке и Китае; - иметь представление о целях и последствиях политической теории «Окно Овертона» и технологии цветных революций Джина Шарпа; - уметь провести контент-анализ речи политиков и сводки новостей; - быть способным отличить пропаганду от контрпропаганды; - уличить фальсификацию исторических фактов, особенно в сети. Кстати, совершенно неясно откуда взялось мнение, что знать историю своей страны и мира – бесполезно для молодёжи, или что еще хуже – стыдно. Историки и полководцы разных времен и в разных интерпретациях произносили народную мудрость: «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего». Соответственно, чтобы понимать мир сегодня и современный уклад жизни общества разных стран, необходимо знать историю предков. К тому же часто исторические события имеют свойство повторяться. Это далеко не все знания и умения, которыми должна обладать современная молодёжь в контексте политической грамотности, однако перечисленное выше – является той минимальной базой знаний и навыков, которая критически необходима для позитивного развития современной молодёжи. Одним из возможных путей повышения политической грамотности молодёжи является формирование информативно-образовательной программы, с помощью которой, можно провести курс лекций и семинаров, тем самым повысить политическую грамотность молодежи. Задачами преподавания программы будет: формирование у молодёжи компетентного отношения к деятельности органов власти; повышение гражданственности и здорового патриотизма; и главное - закрепление предпосылок сознательного участия в деятельности тех или иных политических объединений; формирование понимания социальной природы власти и умения объективно оценивать и анализировать ситуацию в родной стране. Первой частью образовательной программы должен выступать базис политических определений с четким не двусмысленным описанием. Авторитетным источником информации в этом случае должны выступать толковые словари. Данные дефиниции определены научным подходом составителями словарей, по идее, данные определения единственно верные для своей сферы. Разумеется, есть множество глоссариев по политике и энциклопедических словарей, где одинаковые понятия могут описываться несколько иначе – такое допущение есть, однако смысл понятий не должен видоизменяться. В противном случае видоизменение может стать подменой понятий, в эпоху постмодернизма это не новшество. Постмодернизм имеет свою лепту в политической жизни общества. Постмодернизм в политике – это направление в западной общественно-политической мысли, получившее распространение во второй половине XX века, представители которого ставят под сомнение возможность разработки критериев истинности научных знаний, отрицают за современной методологией научного познания способность получения сколько-нибудь значимых научных результатов или общепринятых положений[3]. Методология периода модерна, связанная с идеями Нового времени и Просвещения, то есть, верой в науку и человеческий разум, рационализм и прогресс – все это подвергается сомнению и критике. Проще говоря, отвержение методологий, дефинировании и сути вещей. То есть, не важно, что из себя представляет ситуация, событие, принятое решение или общепризнанное правило. Важно то, как его преподносят массам и дают собственное определение, зачастую довольно далекое от реальности. Например, для современной молодёжи в возрасте 18-27 лет такие понятия как оппозиционер, революционер, митингующий, человек, защищающий свои права – синонимы. А ведь это совершенно не синонимичные и вообще далекие друг от друга понятия. Каждое из этих понятий, накладывает на человека, так себя называющего или названного кем-то, совершенно разные права и обязательства. В целом такая путаница с понятиями может привести к негативным тенденциям в развитии гражданского общества. Второй частью формируемой программы, повышения политической грамотности молодёжи, должна стать анализ и оценка своего информационного пространства. Т.е. овладение методиками типа контент-анализ, «Окно Овертона» и пр. Все люди находятся в определенном информационном пространстве. А информационное пространство формируют источники информации, которые нас окружают повсеместно. Источниками информации являются: ТВ, Радио, СМИ, Социальные сети, Веб-сайты, мобильные приложения и пр. Из этих перечисленных источников мы получаем информацию в виде описания событий – новостей, в виде изложения точек зрения, в виде анализа и прогнозов развития событий [7]. Молодой гражданин должен быть способным всегда оценить получаемую информацию, иначе говоря - фильтровать. Информацию оценить на достоверность, объективность, логичность, попытаться определить причины и спрогнозировать последствия для тех или иных событий в прессе и обществе. Молодёжь должна быть грамотной и уметь произвести такие действия хотя бы мысленно. Ведь эмпирическая оценка информации дело сугубо личное каждого человека, однако, рекомендовано оценить хотя бы по 3-4 критериям получаемую информацию и репутацию её источника. Подрастающая молодёжь уже через 5-15 лет будет занимать «высокие» посты в правительстве и просто обязана уже сегодня видеть важные тенденции в стране и мире. В качестве третьей части формируемой образовательной программы, выступит организация и проведение круглых столов, встреч с известными авторитетными экспертами и профессионалами из сферы журналистики, законодательства, правоохранительных органов, политики, образования, социальной работы, науки и пр. Это должны быть грамотные люди, способные показать различные точки зрения под разным углом, способные дать адекватные анализ и прогноз событий. Встречи подобного рода не должны навязывать молодёжи свои идеалы, но должны предоставить достоверную качественную информацию о реалиях современной политики. Продуктивные встречи, дебаты и круглые столы закрепят у молодёжи знания и предпосылки сознательного участия в деятельности политических объединений. Политическая грамотность должна стать достойной частью образования современных молодых людей в России. Глобализация и экономики, основанные на знаниях, практически ставят ставки развития общества на знания, навыки и информацию. Молодёжь способна принять данный вызов и стать частью мирового прогресса. Именно разум, знания и навыки приводят молодёжь к готовности и способности активно участвовать в делах общества и государства, сознательно пользоваться своими правами, свободами и выполнять возложенные на себя обязательства. Высокая политическая грамотность – это признак политической культуры гражданина. Список использованной литературы:
| |
Просмотров: 5580 | Комментарии: 12 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |
---|---|
|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |