IN FACTO политическая грамотность

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Повышение политической грамотности молодёжи

А.Ю. Заболотнов

ПОВЫШЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МОЛОДЕЖИ

    Современная молодёжь в России имеет низкие знания современной политики и как следствие совершенно не компетентна в ней. Плохие знания и критично узкое понимание реалий современной политики можно оценить даже по тем темам, обсуждениям и умозаключениям, которые ведутся на форумах, в  блогах и социальных сетях интернет пространства, да и реальной жизни тоже. Легкомысленное отношение молодёжи к политике (в широком смысле слова) негативно сказывается на жизни общества и развитии экономики страны, потому что молодые люди не чувствует свою причастность к развитию общества и улучшения жизни в стране, как следствие молодежь не проявляет инициативы в жизни общества, практически отсутствует гражданская и социальная ответственность. Большинство молодёжи даже не осознает свою политическую неграмотность, не видит сущности современной политики, не понимает, как политическая грамотность на самом деле влияет на жизнь граждан в своем городе, регионе и стране в целом. Достаточно часто молодежь не компетентно относится к деятельности органов власти. Это факт и проблема в условиях нестабильности современного мира [2, 5].

         Насколько объективно освещаются события в СМИ? Разумеется, это скорее философский вопрос [6], потому что каждый журналист представляет в своей работе личную точку зрения и ограниченное видение ситуации в целом. Значительная часть СМИ зарубежных и отечественных освещает информацию о событиях в стране и мире несколько искажённой [4]. Однако молодые люди охотно верят популярным новостям из сомнительных источников, а после огульно критикуют всё, что имеет и не имеет связи с освещаемым событием: бюрократия, коррупция, нетерпимость, городской уклад жизни, действия органов власти, политический режим и пр. При этом молодежь совершенно не желает разобраться в сути вещей и адекватности своих суждений. Оправдывая своё нежелание или неспособность понять суть проблемы тем, что политика не входит в область их интересов, что они могут прожить и без нее. Насколько ошибочно это суждение легко понять, открыв энциклопедический или толковый словарь.

         Рассмотрим, как трактуется политика в толковом словаре. Политика – это сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства. Кроме того, различают внешнюю и внутреннюю политику. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, партий (экономическая, социальная, культурная, техническая политика и др.). Внешняя политика охватывает сферу отношений между государствами [1].

Исходя из четкого определения, получается, что познание политики молодёжью сводится к уровню её политической грамотности. Политическая грамотность - это уровень обществоведческих знаний, умений и навыков политической деятельности, нравственных и гражданских качеств личности, позволяющий ей сознательно участвовать в политической жизни общества [1].

         Таким образом, привлечь молодёжь к общественной и политической деятельности возможно посредством развития у молодёжи гражданственности, патриотизма и компетентного отношения к деятельности органов власти, т.е. повысив политическую грамотность молодёжи.

         Политической грамотности сегодня в образовательных учреждениях уделяется критически мало внимания, молодым людям просто не откуда получать соответствующие знания, экспертные и авторитетные мнения, четкие дефиниции, навыки контент-анализа и пр. Получается, что большая часть современной молодёжи  в России неосознанно берет на себя роль «неокрепшего ума» перед непрерывно развивающимся глобальным информационным пространством, где в перепутье находится пропаганда и общественная инициатива, профанации, реальные новости и «утка», подлинная и фальсифицированная история, факты и лженаука. В условиях глобализации и нестабильности современного мира, молодым людям просто необходимо уметь самостоятельно:

- распознать подмену понятий, искаженную информацию и истинную, научную и антинаучную;

- уметь дать объективную компетентную оценку деятельности органов власти и новому законотворчеству предварительно понимая цели и последствия таких действий;

- понимать цели и задачи геополитики, которая набирает свою актуальность в России после развала СССР, но никогда не теряла своей важности в Северной Америке и Китае;

- иметь представление о целях и последствиях политической теории «Окно Овертона» и технологии цветных революций Джина Шарпа;

- уметь провести контент-анализ речи политиков и сводки новостей;

- быть способным отличить пропаганду от контрпропаганды;

- уличить фальсификацию исторических фактов, особенно в сети. Кстати, совершенно неясно откуда взялось мнение, что знать историю своей страны и мира – бесполезно для молодёжи, или что еще хуже – стыдно. Историки и полководцы разных времен и в разных интерпретациях произносили народную мудрость: «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего». Соответственно, чтобы понимать мир сегодня и современный уклад жизни общества разных стран, необходимо знать историю предков. К тому же часто исторические события имеют свойство повторяться.

          Это далеко не все знания и умения, которыми должна обладать современная молодёжь в контексте политической грамотности, однако перечисленное выше – является той минимальной базой знаний и навыков, которая критически необходима для позитивного развития современной молодёжи.

          Одним из возможных путей повышения политической грамотности молодёжи является формирование информативно-образовательной программы, с помощью которой, можно провести курс лекций и семинаров, тем самым повысить политическую грамотность молодежи.

         Задачами преподавания программы будет: формирование у молодёжи компетентного отношения к деятельности органов власти; повышение гражданственности и здорового патриотизма; и главное - закрепление предпосылок сознательного участия в деятельности тех или иных политических объединений; формирование понимания социальной природы власти и умения объективно оценивать и анализировать ситуацию в родной стране.

          Первой частью образовательной программы должен выступать базис политических определений с четким не двусмысленным описанием. Авторитетным источником информации в этом случае должны выступать толковые словари. Данные дефиниции определены научным подходом составителями словарей, по идее, данные определения единственно верные для своей сферы.  Разумеется, есть множество глоссариев по политике и энциклопедических словарей, где одинаковые понятия могут описываться несколько иначе – такое допущение есть, однако смысл понятий не должен видоизменяться. В противном случае видоизменение может стать подменой понятий, в эпоху постмодернизма это не новшество. Постмодернизм имеет свою лепту в политической жизни общества.  Постмодернизм в политике – это направление в западной общественно-политической мысли, получившее распространение во второй половине XX века, представители которого ставят под сомнение возможность разработки критериев истинности научных знаний, отрицают за современной методологией научного познания способность получения сколько-нибудь значимых научных результатов или общепринятых положений[3]. Методология периода модерна, связанная с идеями Нового времени и Просвещения, то есть, верой в науку и человеческий разум, рационализм и прогресс – все это подвергается сомнению и критике. Проще говоря, отвержение методологий, дефинировании и сути вещей. То есть, не важно, что из себя представляет ситуация, событие, принятое решение или общепризнанное правило. Важно то, как его преподносят массам и дают собственное определение, зачастую довольно далекое от реальности.

Например, для современной молодёжи в возрасте 18-27 лет такие понятия как оппозиционер, революционер, митингующий, человек, защищающий свои права – синонимы. А ведь это совершенно не синонимичные и вообще далекие друг от друга понятия. Каждое из этих понятий, накладывает на человека, так себя называющего или названного кем-то, совершенно разные права и обязательства. В целом такая путаница с понятиями может привести к негативным тенденциям в развитии гражданского общества.

Второй частью формируемой программы, повышения политической грамотности молодёжи, должна стать анализ и оценка своего информационного пространства. Т.е. овладение методиками типа контент-анализ, «Окно Овертона» и пр. Все люди находятся в определенном информационном пространстве. А информационное пространство формируют источники информации, которые нас окружают повсеместно.  Источниками информации являются: ТВ, Радио, СМИ, Социальные сети, Веб-сайты, мобильные приложения и пр.  Из этих перечисленных источников мы получаем информацию в виде описания событий – новостей, в виде изложения точек зрения, в виде анализа и прогнозов развития событий [7].

Молодой гражданин должен быть способным всегда оценить получаемую информацию, иначе говоря - фильтровать. Информацию оценить на достоверность, объективность, логичность, попытаться определить причины и спрогнозировать последствия для тех или иных событий в прессе и обществе.  Молодёжь должна быть грамотной и уметь произвести такие действия хотя бы мысленно. Ведь эмпирическая оценка информации дело сугубо личное каждого человека, однако, рекомендовано оценить хотя бы по 3-4 критериям получаемую информацию и репутацию её источника. Подрастающая молодёжь уже через 5-15 лет будет занимать «высокие» посты в правительстве и просто обязана уже сегодня видеть важные тенденции в стране и мире.

         В качестве третьей части формируемой образовательной программы, выступит организация и проведение круглых столов, встреч с известными авторитетными экспертами и профессионалами из сферы журналистики, законодательства, правоохранительных органов, политики, образования, социальной работы, науки и пр. Это должны быть грамотные люди, способные показать различные точки зрения под разным углом, способные дать адекватные анализ и прогноз событий. Встречи подобного рода не должны навязывать молодёжи свои идеалы, но должны предоставить достоверную качественную информацию о реалиях современной политики. Продуктивные  встречи, дебаты и круглые столы закрепят у молодёжи знания и предпосылки сознательного участия в деятельности политических объединений.

Политическая грамотность должна стать достойной частью образования современных молодых людей в России. Глобализация и экономики, основанные на знаниях, практически ставят ставки развития общества на знания, навыки и информацию. Молодёжь способна принять данный вызов и стать частью мирового прогресса. Именно разум, знания и навыки приводят молодёжь к готовности и способности активно участвовать в делах общества и государства, сознательно пользоваться своими правами, свободами и выполнять возложенные на себя обязательства. Высокая политическая грамотность – это признак политической культуры гражданина.

Список использованной литературы:

  1. Общий толковый словарь русского языка// Электронный ресурс [сайт]. URL: http://tolkslovar.ru/p12774.htmlhtml (дата обращения: 11.05.2014).
  2. Иванкина Л.И. Социальное управление в условиях нестабильности современного мира: монография / Л. И. Иванкина, Т. П. Латыговская; Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ); под ред. Л. С. Сысоевой. — Томск: STT, 2013. — 200 с. — Библиогр.— ISBN 978-5-93629-488-4.
  3. Еникеев М.И. Общая и социальная психология//Инфра-М-1999.-624с
  4. Джордж А. Кримски. Держите Прессу: внутренняя история на газетах // МОЗАИКА-СИНТЕЗ – 2010. –С.25-47.
  5. Анаид Гогорян. Роль социальных сетей будет только возрастать // Радиопрограмма «Эхо Кавказа», рубрика «Голоса» от 09.03.2013.
  6. Сайко Евгения. Возможно, ли освещать новости объективно// Доклад форума «СМИ и политика в России и Германии», Берлин, 16-22 апреля 2013.
  7. Роль СМИ в обществе // Сайт сторонников общественной безопасности [сайт]. URL: http://kob.by/stati/rol-smi-v-obshhestve.html (дата обращения: 20.05.2014).
Категория: Мои статьи | Добавил: АндрейЗ (28.05.2014)
Просмотров: 5580 | Комментарии: 12 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
0
1 АндрейЗ   (28.05.2014 19:44) [Материал]
Такую программу можно сформировать для факультативного занятия  biggrin

Имя *:
Email *:
Код *:
Суббота, 18.05.2024, 19:26
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [4]

Друзья сайта

  • РосМолодёжь
  • Центр политических технологий
  • Томский политехнический университет
  • Информ-портал
  • Российско-Германский молодежный парламент
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Яндекс.Метрика